|
Строительство электростанций28.03.2020В Костроме исключением из общего правила остался комплекс фильтровальной, водоочистительной и электрической станций, сооруженный в историческом центре на набережной Волги, неподалеку от бывшего Кремля и Мучного спуска, шедшего от расположенных на центральной площади торговых рядов. Он сооружался в соответствии с широко задуманной строительной программой, приуроченной к празднованию в 1913 году 300-летия дома Романовых. Следование архитектурно-художественным нормам городской застройки классицизма, как и в Москве, при строительстве зданий на Софийской и Садовнической набережных, было продиктовано градостроительным значением каждого из комплексов. В Костроме ансамбль промышленных построек оформлял парадный въезд в город со стороны Волги1. Кроме того, в конце XIX — начале XX века здания электрических станций и трамвайных подстанций трактовались как важные общественные сооружения. В городах для них отводились важные с градостроительной точки зрения территории. В выборе места для такого рода сооружений получило отражение характерное для того времени восхищение техническими новшествами. Одна из первых электростанций в Москве была включена в систему парадной уличной застройки центра. Для нее было выбрано место напротив здания Дворянского Благородного собрания на углу улицы Б. Дмитровка и Георгиевского переулка, для другой, построенной в 1897 году, — Раушская набережная. Для третьей, возведенной в 1907 году, городской Центральной электрической станции («Трамвайной», снабжавшей током трамвайные линии), было выбрано место на Болотной набережной Водоотводного канала, и при движении в сторону Кремля она была видна на фоне храма Христа Спасителя. Были проведены монтаж и пусконаладка электросетей, после чего электростанции начали работу. Ансамбль электрической станции в Костроме возводился, основываясь на тех же представлениях. Проектное задание предусматривало превращение его в важную часть застройки парадного въезда в город со стороны Волги, создававшегося одновременно с перестройкой комплекса Московской заставы по проекту архитектора Н.И. Горлицина. Электростанции Богородско-Глуховской мануфактуры (А.В. Кузнецов) и в имении императора Александра III в Массандре в Крыму (1889, Р.Р. Марфельд) размещались в парке неподалеку от дома владельца. Подобным примерам несть числа.
|