|
План городов31.03.2020В окрестностях Твери в середине XIX века возникло два крупных поселка: железнодорожный поселок и поселок Тверской мануфактуры Морозовых. В пору своего возникновения каждый из них находился в нескольких километрах от города. Однако постепенно они слились с городом. Первоначально застраивались, превращаясь в улицы, дороги, соединявшие поселки с исторической частью города. Позднее новые территории слились с основными, сохранив, однако, свое планировочное, функциональное и архитектурно-художественное своеобразие. Нечто подобное произошло и в Рославле, уездном городе Смоленской губернии. Неподалеку от существовавшей на шоссе почтовой станции была сооружена железнодорожная станция. Около нее выросли железнодорожный поселок и небольшие промышленные предприятия. Дорога, ведшая от железнодорожной и почтовой станции, подводила к главной улице города, которая постепенно застроилась и превратилась в ее непосредственное продолжение. Несколько иначе по приемам, но аналогично по существу происходило развитие города Шуи в бывшей Владимирской губернии. В 1830-е годы на противоположном от города пустынном берегу реки Тезы была сооружена первая в Шуе фабрика купца Посылина. Через год она сгорела. Но берег Тезы превратился в место концентрации фабричного строительства. Стали проводить обследование строительных конструкций зданий и сооружений, а в 1850-х годах вдоль реки одна за другой возводить фабрики Посылиных, Корнилова, братьев Щеколдиных, в 1868 году — фабрики Ф.Г. Попова и Калужских, в 1872 году — Терентьева, в 1881 году — Набургаева, вслед за нею еще ряд фабрик. Таков один из самых распространенных в России приемов размещения фабрик в системе городского плана и влияния их на характер городской застройки. Вынесенные к реке фабрики формируют панорамы речных берегов, а внутри поселения на улицы выходят сооружения, подчиняющиеся законам оформления парадного пространства городских улиц. Благодаря этому чрезвычайно распространенному приему, применявшемуся в городах разного ранга и величины (в столичной Москве и в уездной Кинешме), в селах (Яковлевское Большое, ныне г. Приволжск Ивановской обл.), Иванове и многих других, фабрика выключается из основного архитектурно оформленного городского пространства — его улиц и площадей. Вместе с тем одновременно та же фабрика, а гораздо чаще — фабрики превращаются в чрезвычайно активный элемент формирования иной части городского пространства — прибрежных долин и речных панорам, радикально изменяя естественный пейзаж и привычный облик речных берегов.
|